Робототехника

Расписание занятий

1 группа (1 год обучения) - среда 15.15-16.45 
2 группа (2 год обучения) - пятница 14.15-15.45

Полезные ссылки:

Занятие 1. Знакомство с конструктором

  • Изучаем названия деталей конструктора Lego Mindstorms EV3.
  • Выполняем задание: конструирование башни максимальной высоты с использованием деталей одного конструктора.
"Останинская башня"
(127 см)
Башня "Последний момент"
(110 см)
Башня "MeGusto"
(137 см)
Башня "Великая удочка"
(110 см)

Домашнее задание:

Занятие 2. Механизм. Автомат. Робот.

  • Повторяем названия деталей
  • Выполняем задание: собрать фантастическое животное; обменяться парами и, не показывая свою модель соседу, объяснить, как её собрать.
  • Получаем удовольствие от конструирования, собираем фантастическое существо, обладающее удивительными умениями. Вот что у ребят получилось:
  • Знакомимся с понятиями "механизм", "автомат", "робот".
  • Задание "Хваталка": собрать ножничный механизм максимально возможной длины.


Домашнее задание:

Занятие 3. Механическая передача

  • Изучаем виды механических передач.
  • Как рассчитать передаточное отношение.
  • Что такое паразитные шестеренки.
  • Как построить многоступенчатую передачу.
Редуктор - механизм с понижающей передачей (замедляет скорость вращения, увеличивает силу).
Индивидуальное задание с конструктором:
  1. используя половину имеющихся шестеренок, каждому построить устройство "козлы", 
  2. продемонстрировать на них механическую передачу с передаточным отношением 24/8 и 40/8,
  3. паразитную шестеренку (8:24) * (24:8),
  4. двухступенчатую передачу (24:8) * (24:8) и (24:8) * (40:8),
  5. трехступенчатую передачу (24:8) * (24:8) *(24:8).
Задание в паре:
используя, по возможности, все шестеренки из набора построить механизм с максимальным передаточным отношением. (Например, на фото передаточное отношение 2025:1)


Мультипликатор - механизм с повышающей передачей (ускоряет вращение, уменьшает силу).
Индивидуальное задание с конструктором:
  1. каждый собирает "волчок", 
  2. собирает устройство для запуска с передаточным отношением 1:3, 1:5, 1:9, 1:15, 1:45,
  3. переделываем устройство на более надежное с удобной рукояткой,
  4. соревнуемся, кто соберет самый быстрый волчок.
Домашнее задание:
  • Видеолекции Сергея Александровича Филиппова. Посмотреть лекцию 2.2.1 и 2.2.2 "Механическая передача".

Занятие 4. Ременная и фрикционная передачи. Соосный редуктор.

  • Изучаем ременную и фрикционную передачи.
  • Учимся рассчитывать передаточное отношение.


  • Изучаем соосный редуктор.
  • Собираем соосный редуктор в картере.


Занятие 5. Одномоторная тележка.

  • Изучаем учебные двигатели EV3, их технические характеристики.
  • Собираем одномоторную тележку с передним (задним) приводом.
  • Переделываем её в тележку с полным приводом с помощью пяти шестеренок.
  • Запускаем тележку с помощью второго мотора.

  • Присоединяем к тележке контроллер EV3. Запускаем её с помощью контроллера.

Домашнее задание:
  • Видеолекции Сергея Александровича Филиппова. Посмотреть лекцию 2.2.4 "Одномоторная тележка"

Занятие 6. Одномоторная тележка - тягач.

  • Экспериментируем с редуктором. Укрепляем его дополнительной балкой.

  • Используем тележку с редуктором как тягач. 
Тележка с редуктором как тягач
Эта задача оказалась не под силу
С таким прицепом робот вполне справился)))
  • Устраиваем "перетягивание каната"
  • Устраиваем соревнование "Сумо". Сначала лидировал робот "Рогалик", но потом нашлись "Хлебушек" и "Канцлер", которые победили его)))
1

Домашнее задание:
  • Видеолекции Сергея Александровича Филиппова. Посмотреть лекцию 2.2.4 "Одномоторная тележка"

Занятие 7. Одномоторная скоростная тележка. 

  • Создаем мультипликатор 24/8. 
  • Проверяем работу скоростной тележки.
  • Пытаемся построить модель скоростной тележки с более быстрым мультипликатором.
Домашнее задание:
  • Видеолекции Сергея Александровича Филиппова. Повторить лекцию 2.2.4 "Одномоторная тележка"

Занятие 8. Знакомство с датчиками. Двухмоторная тележка. Движение по комнате.

  • Знакомимся с датчиками набора EV3.
  • Собираем двухмоторную стандартную тележку. Подключаем моторы.

  • Программируем робота на движение с двумя моторами сначала просто вперед, затем  вперед-назад.
  • Программируем перемещение по квадрату.
  • Движение по змейке (поворот налево, поворот направо).
  • Добавляем датчик расстояния. Программируем движение по комнате.
  • Добавляем датчик касания. Делаем для него бампер. Программируем движение по комнате.

    Домашнее задание:
  • Видеолекции Сергея Александровича Филиппова. Посмотреть лекцию 3.1 "Знакомство с устройствами NXT" и лекцию 3.2 "Управление двухмоторной тележкой".

Занятие 9. Знакомство со средой программирования TRIK. 

  • Знакомимся с компьютерной средой программирования роботов TRIK.
  • Учимся выводить на экран сообщения.

  • Рисуем на дисплее фигуры (задание - нарисовать смайлик).
  • Работаем в режиме 2D (с виртуальным роботом).
  • Учимся загружать программу на робота EV3.
  • Программируем движение робота с помощью компьютера:
    1. вперед-назад,
    2. вперед-назад в бесконечном цикле,
    3. вперед-назад 4 раза,
    4. поворот робота на 90 градусов, управляя двумя моторами,
    5. движение по квадрату. 
    Домашнее задание:
  • Принести флешку и скачать себе домой программу TRIK
  • Принести баночку из-под кока-колы 0,3.

Занятие 10. Путешествие по комнате.


  • Отрабатываем движение по комнате с помощью датчика расстояния. Программу пишем на компьютере в среде TRIK.
  • Отрабатываем движение по комнате с помощью датчика касания.

Домашнее задание:
  • Принести флешку и скачать себе домой программу TRIK 
  • Принести баночку из-под кока-колы 0,3.

Занятие 11. Движение внутри круга. Движение по линии. Кегельринг.

  • Отрабатываем движение внутри круга с помощью датчика освещенности.
  • Отрабатываем движение по линии с помощью одного датчика освещенности.
  • Движение робота из центра круга по восьмиконечной звезде, поворот на 45 градусов.
  • Кегельринг 10+. Робот стоит точно напротив одной из кеглей. 
Домашнее задание:
  • Скачать и установить дома программу TRIK
  • Придумать алгоритм кегельринга, если робот стоит не напротив кегли, а ищет её с помощью датчика расстояния.

Занятие 12.  Движение по линии. 

  • Повторяем движение по линии с помощью одного датчика освещенности.
  • Движение робота по линии с помощью двух датчиков освещенности.
  • Программируем робота для движения с помощью пропорционального регулятора.
  • Тренируемся на поле-траектории.
Домашнее задание:
  • Придумать алгоритм для движения робота по линии с перекрестками.

Занятие 13.  Движение по линии  с подсчётом перекрестков. 

  • Собираем робота с двумя датчиками освещенности.
  • Повторяем алгоритм движения робота по линии с помощью двух датчиков освещенности.
  • Программируем робота для движения по траектории с перекрестками.
  • Задание: чтобы робот издавал звук, проезжая каждый перекресток; чтобы робот проехал три перекрестка и остановился; проехал 4 перекрестка и повернулся на 180 градусов и поехал в обратную сторону.
  • Тренируемся на поле-траектории с перекрестками.
Домашнее задание:
  • Повторить алгоритм для движения робота по линии с перекрестками.

Занятие 14.  Движение робота в заданном лабиринте. Подпрограммы. 

Задан полигон для робота с заранее известным лабиринтом. Ячейка лабиринта 30х30см. Задание для робота: проехать этот лабиринт.
  • Собираем стандартного робота - двухмоторную тележку (без датчиков).
  • Пишем программу движения робота вперед точно на 30 см. 
  • Пишем программу поворота робота вправо на 90 градусов.
  • Пишем программу поворота робота влево на 90 градусов.
  • Оформляем все эти отлаженные алгоритмы в виде подпрограмм. 
  • Пишем главную программу - диаграмму движения робота, содержащую только вызовы указанных подпрограмм.
  • Тренируемся на полигоне с лабиринтом.
Домашнее задание:
  • Подумать насчет алгоритм для движения робота по неизвестному заранее лабиринту.

Занятие 15.  Движение робота по незнакомому лабиринту. Правило правой руки. 

Задан полигон для робота с заранее неизвестным лабиринтом. Ячейка лабиринта также 30х30см. Задание для робота: проехать этот лабиринт, расположение которого неизвестно.
  • Собираем стандартного робота - двухмоторную тележку. Понадобятся два датчика расстояния - впереди и справа. Можно сразу впереди сделать бампер для выравнивания.
  • Воспользуемся уже написанными подпрограммами движения робота вперед точно на 30 см, поворота робота вправо на 90 градусов, поворота робота влево на 90 градусов.
  • Оформляем все эти отлаженные алгоритмы в виде подпрограмм.
  • Пишем главную программу - диаграмму движения робота, содержащую вызовы указанных подпрограмм. Но алгоритм уже не линейный, а разветвляющийся! Если справа свободно - направо, вперед; иначе - если впереди свободно - вперед, иначе - налево. Это правило правой руки: двигаться так, чтобы правая рука касалась стены.
  • Добавляем подпрограмму выравнивания, чтобы избежать накопления погрешности при повороте. Добавляем её после движения вперед.
  • Тренируемся на полигоне с лабиринтом.
Домашнее задание:
  • Повторить алгоритм для движения робота по неизвестному заранее лабиринту. Доделать выравнивание.

Занятие 16.   Возвратно-поступательное движение. Маятник Капицы.

  • Изучаем что такое кривошипно-шатунный механизм.
  • Собираем простейший кривошипно-шатунный механизм, работающий вручную.
  • Переделывем его в самодельный отбойный молоток с мультипликатором.
  • Присоединяем отбойный молоток к малому мотору и контроллеру. Программируем его работу. Экспериментируем с передаточным отношением 1:15, 1:25...


  • Пробуем на основе его создать маятник Капицы. Прикрепляем к верхней оси свободно вращающийся маятник - ось небольшой длины. Пробуем стабилизировать его.
  

Домашнее задание:
  • Видеолекции Сергея Александровича Филиппова. Посмотреть лекцию 2.6 "Маятник Капицы".
  • Попробовать все-таки добиться стабилизации маятника.

Занятие 17.   Шагающие роботы.

  • Знакомимся с историей этого вопроса. (стопоходящая машина Чебышева, шагающие механизмы Тео Янсена).
  • Основные идеи:
  1. Преобразование вращательного движения в поступательное. 
  2. Для удержания равновесия - четвероногий робот.
  3. Ходьба - падение и своевременная подстановка ноги. Поэтому смещение центра масс в направление движения.
  4. Синхронизация движения диагонально противоположных конечностей.
  • Создание шагающего робота с 4 конечностями.
Домашнее задание:
  • Видеолекции Сергея Александровича Филиппова. Посмотреть лекцию 2.5 "Шагающие роботы"
  • Придумать, как улучшить конструкцию, чтобы конечности и шестеренки не откреплялись от нагрузки.

Занятие 18.  Простейшие регуляторы. 

Изучаем одно из важнейших понятий робототехники - регуляторы.
Практическое задание: управление углом поворота мотора.
  • Релейный двухпозиционный регулятор.
  • Трёхпозиционный регулятор.
  • Пропорциональный регулятор.
Понятия: 
уставка - желаемое значение регулируемого параметра, 
невязка - динамическая ошибка, 
усиливающий коэффициент регулятора, 
управляющее воздействие.
перерегулирование - колебания вокруг желаемого значения.

Домашнее задание:
  • Видеолекции Сергея Александровича Филиппова. Посмотреть лекцию 4.1 "Простейшие регуляторы для управлени я моторов" 

Комментариев нет:

Отправить комментарий