Расписание занятий
1 группа (1 год обучения) - среда 15.15-16.45
2 группа (2 год обучения) - пятница 14.15-15.45
Полезные ссылки:
- Перечень деталей конструктора
- Руководство пользователя
- Видеолекции Сергея Александровича Филиппова.
- Уроки на сайте robot-help.ru.
- Программа TRIK-STUDIO
Занятие 1. Знакомство с конструктором
- Изучаем названия деталей конструктора Lego Mindstorms EV3.
- Выполняем задание: конструирование башни максимальной высоты с использованием деталей одного конструктора.
"Останинская башня" (127 см) |
Башня "Последний момент" (110 см) |
Башня "MeGusto" (137 см) |
Башня "Великая удочка" (110 см) |
|
Домашнее задание:
- Выучить названия деталей. См. Перечень деталей конструктора
- Видеолекции Сергея Александровича Филиппова. Посмотреть лекцию 2.1 "Знакомство с конструктором"
- Урок 1 на сайте robot-help.ru. Прочитать статью 1.1 "Что в наборе?"
Занятие 2. Механизм. Автомат. Робот.
- Повторяем названия деталей
- Выполняем задание: собрать фантастическое животное; обменяться парами и, не показывая свою модель соседу, объяснить, как её собрать.
- Получаем удовольствие от конструирования, собираем фантастическое существо, обладающее удивительными умениями. Вот что у ребят получилось:
- Знакомимся с понятиями "механизм", "автомат", "робот".
- Задание "Хваталка": собрать ножничный механизм максимально возможной длины.
Занятие 3. Механическая передача
- Изучаем виды механических передач.
- Как рассчитать передаточное отношение.
- Что такое паразитные шестеренки.
- Как построить многоступенчатую передачу.
Редуктор - механизм с понижающей передачей (замедляет скорость вращения, увеличивает силу).
Индивидуальное задание с конструктором:
Индивидуальное задание с конструктором:
- используя половину имеющихся шестеренок, каждому построить устройство "козлы",
- продемонстрировать на них механическую передачу с передаточным отношением 24/8 и 40/8,
- паразитную шестеренку (8:24) * (24:8),
- двухступенчатую передачу (24:8) * (24:8) и (24:8) * (40:8),
- трехступенчатую передачу (24:8) * (24:8) *(24:8).
используя, по возможности, все шестеренки из набора построить механизм с максимальным передаточным отношением. (Например, на фото передаточное отношение 2025:1)
Мультипликатор - механизм с повышающей передачей (ускоряет вращение, уменьшает силу).
Индивидуальное задание с конструктором:
- каждый собирает "волчок",
- собирает устройство для запуска с передаточным отношением 1:3, 1:5, 1:9, 1:15, 1:45,
- переделываем устройство на более надежное с удобной рукояткой,
- соревнуемся, кто соберет самый быстрый волчок.
- Видеолекции Сергея Александровича Филиппова. Посмотреть лекцию 2.2.1 и 2.2.2 "Механическая передача".
Занятие 4. Ременная и фрикционная передачи. Соосный редуктор.
- Изучаем ременную и фрикционную передачи.
- Учимся рассчитывать передаточное отношение.
- Изучаем соосный редуктор.
- Собираем соосный редуктор в картере.
Занятие 5. Одномоторная тележка.
- Изучаем учебные двигатели EV3, их технические характеристики.
- Собираем одномоторную тележку с передним (задним) приводом.
- Переделываем её в тележку с полным приводом с помощью пяти шестеренок.
- Запускаем тележку с помощью второго мотора.
- Присоединяем к тележке контроллер EV3. Запускаем её с помощью контроллера.
Домашнее задание:
- Видеолекции Сергея Александровича Филиппова. Посмотреть лекцию 2.2.4 "Одномоторная тележка"
Занятие 6. Одномоторная тележка - тягач.
- Экспериментируем с редуктором. Укрепляем его дополнительной балкой.
- Используем тележку с редуктором как тягач.
Тележка с редуктором как тягач | Эта задача оказалась не под силу | С таким прицепом робот вполне справился))) |
- Устраиваем "перетягивание каната"
- Устраиваем соревнование "Сумо". Сначала лидировал робот "Рогалик", но потом нашлись "Хлебушек" и "Канцлер", которые победили его)))
1
|
Домашнее задание:
- Видеолекции Сергея Александровича Филиппова. Посмотреть лекцию 2.2.4 "Одномоторная тележка"
Занятие 7. Одномоторная скоростная тележка.
- Создаем мультипликатор 24/8.
- Проверяем работу скоростной тележки.
- Пытаемся построить модель скоростной тележки с более быстрым мультипликатором.
Домашнее задание:
- Видеолекции Сергея Александровича Филиппова. Повторить лекцию 2.2.4 "Одномоторная тележка"
Занятие 8. Знакомство с датчиками. Двухмоторная тележка. Движение по комнате.
- Знакомимся с датчиками набора EV3.
- Собираем двухмоторную стандартную тележку. Подключаем моторы.
- Программируем робота на движение с двумя моторами сначала просто вперед, затем вперед-назад.
- Программируем перемещение по квадрату.
- Движение по змейке (поворот налево, поворот направо).
- Добавляем датчик расстояния. Программируем движение по комнате.
- Добавляем датчик касания. Делаем для него бампер. Программируем движение по комнате.
- Видеолекции Сергея Александровича Филиппова. Посмотреть лекцию 3.1 "Знакомство с устройствами NXT" и лекцию 3.2 "Управление двухмоторной тележкой".
Занятие 9. Знакомство со средой программирования TRIK.
- Знакомимся с компьютерной средой программирования роботов TRIK.
- Учимся выводить на экран сообщения.
- Рисуем на дисплее фигуры (задание - нарисовать смайлик).
- Работаем в режиме 2D (с виртуальным роботом).
- Учимся загружать программу на робота EV3.
- Программируем движение робота с помощью компьютера:
- вперед-назад,
- вперед-назад в бесконечном цикле,
- вперед-назад 4 раза,
- поворот робота на 90 градусов, управляя двумя моторами,
- движение по квадрату.
- Домашнее задание:
- Принести флешку и скачать себе домой программу TRIK
- Принести баночку из-под кока-колы 0,3.
Занятие 10. Путешествие по комнате.
- Отрабатываем движение по комнате с помощью датчика расстояния. Программу пишем на компьютере в среде TRIK.
- Отрабатываем движение по комнате с помощью датчика касания.
Домашнее задание:
- Принести флешку и скачать себе домой программу TRIK
- Принести баночку из-под кока-колы 0,3.
Занятие 11. Движение внутри круга. Движение по линии. Кегельринг.
- Отрабатываем движение внутри круга с помощью датчика освещенности.
- Отрабатываем движение по линии с помощью одного датчика освещенности.
- Движение робота из центра круга по восьмиконечной звезде, поворот на 45 градусов.
- Кегельринг 10+. Робот стоит точно напротив одной из кеглей.
Домашнее задание:
- Скачать и установить дома программу TRIK
- Придумать алгоритм кегельринга, если робот стоит не напротив кегли, а ищет её с помощью датчика расстояния.
Занятие 12. Движение по линии.
- Повторяем движение по линии с помощью одного датчика освещенности.
- Движение робота по линии с помощью двух датчиков освещенности.
- Программируем робота для движения с помощью пропорционального регулятора.
- Тренируемся на поле-траектории.
Домашнее задание:
- Придумать алгоритм для движения робота по линии с перекрестками.
Занятие 13. Движение по линии с подсчётом перекрестков.
- Собираем робота с двумя датчиками освещенности.
- Повторяем алгоритм движения робота по линии с помощью двух датчиков освещенности.
- Программируем робота для движения по траектории с перекрестками.
- Задание: чтобы робот издавал звук, проезжая каждый перекресток; чтобы робот проехал три перекрестка и остановился; проехал 4 перекрестка и повернулся на 180 градусов и поехал в обратную сторону.
- Тренируемся на поле-траектории с перекрестками.
Домашнее задание:
Задан полигон для робота с заранее известным лабиринтом. Ячейка лабиринта 30х30см. Задание для робота: проехать этот лабиринт.
- Повторить алгоритм для движения робота по линии с перекрестками.
Занятие 14. Движение робота в заданном лабиринте. Подпрограммы.
- Собираем стандартного робота - двухмоторную тележку (без датчиков).
- Пишем программу движения робота вперед точно на 30 см.
- Пишем программу поворота робота вправо на 90 градусов.
- Пишем программу поворота робота влево на 90 градусов.
- Оформляем все эти отлаженные алгоритмы в виде подпрограмм.
- Пишем главную программу - диаграмму движения робота, содержащую только вызовы указанных подпрограмм.
- Тренируемся на полигоне с лабиринтом.
Домашнее задание:
Задан полигон для робота с заранее неизвестным лабиринтом. Ячейка лабиринта также 30х30см. Задание для робота: проехать этот лабиринт, расположение которого неизвестно.
- Подумать насчет алгоритм для движения робота по неизвестному заранее лабиринту.
Занятие 15. Движение робота по незнакомому лабиринту. Правило правой руки.
- Собираем стандартного робота - двухмоторную тележку. Понадобятся два датчика расстояния - впереди и справа. Можно сразу впереди сделать бампер для выравнивания.
- Воспользуемся уже написанными подпрограммами движения робота вперед точно на 30 см, поворота робота вправо на 90 градусов, поворота робота влево на 90 градусов.
- Оформляем все эти отлаженные алгоритмы в виде подпрограмм.
- Пишем главную программу - диаграмму движения робота, содержащую вызовы указанных подпрограмм. Но алгоритм уже не линейный, а разветвляющийся! Если справа свободно - направо, вперед; иначе - если впереди свободно - вперед, иначе - налево. Это правило правой руки: двигаться так, чтобы правая рука касалась стены.
- Добавляем подпрограмму выравнивания, чтобы избежать накопления погрешности при повороте. Добавляем её после движения вперед.
- Тренируемся на полигоне с лабиринтом.
Домашнее задание:
- Повторить алгоритм для движения робота по неизвестному заранее лабиринту. Доделать выравнивание.
Занятие 16. Возвратно-поступательное движение. Маятник Капицы.
- Изучаем что такое кривошипно-шатунный механизм.
- Собираем простейший кривошипно-шатунный механизм, работающий вручную.
- Переделывем его в самодельный отбойный молоток с мультипликатором.
- Присоединяем отбойный молоток к малому мотору и контроллеру. Программируем его работу. Экспериментируем с передаточным отношением 1:15, 1:25...
- Пробуем на основе его создать маятник Капицы. Прикрепляем к верхней оси свободно вращающийся маятник - ось небольшой длины. Пробуем стабилизировать его.
Домашнее задание:
Домашнее задание:
Изучаем одно из важнейших понятий робототехники - регуляторы.
Практическое задание: управление углом поворота мотора.
- Видеолекции Сергея Александровича Филиппова. Посмотреть лекцию 2.6 "Маятник Капицы".
- Попробовать все-таки добиться стабилизации маятника.
Занятие 17. Шагающие роботы.
- Знакомимся с историей этого вопроса. (стопоходящая машина Чебышева, шагающие механизмы Тео Янсена).
- Основные идеи:
- Преобразование вращательного движения в поступательное.
- Для удержания равновесия - четвероногий робот.
- Ходьба - падение и своевременная подстановка ноги. Поэтому смещение центра масс в направление движения.
- Синхронизация движения диагонально противоположных конечностей.
- Создание шагающего робота с 4 конечностями.
- Видеолекции Сергея Александровича Филиппова. Посмотреть лекцию 2.5 "Шагающие роботы"
- Придумать, как улучшить конструкцию, чтобы конечности и шестеренки не откреплялись от нагрузки.
Занятие 18. Простейшие регуляторы.
Практическое задание: управление углом поворота мотора.
- Релейный двухпозиционный регулятор.
- Трёхпозиционный регулятор.
- Пропорциональный регулятор.
Понятия:
уставка - желаемое значение регулируемого параметра,
невязка - динамическая ошибка,
усиливающий коэффициент регулятора,
управляющее воздействие.
перерегулирование - колебания вокруг желаемого значения.
Домашнее задание:
- Видеолекции Сергея Александровича Филиппова. Посмотреть лекцию 4.1 "Простейшие регуляторы для управлени я моторов"
Комментариев нет:
Отправить комментарий